Начальник отдела социальной политики и демографии Стародубского муниципального округа Е. Н. Мамедова рассказала о защитных мерах прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1. Каким образом осуществляется защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Один из важных вопросов по защите прав ребенка в момент выявления его как ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, является защита его прав на жилое помещение, которое реализуется исходя из конкретной ситуации каждого ребенка.
Орган опеки и попечительства обязан предпринять меры по выявлению жилых помещений, права на которые могут принадлежать детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, закреплению за ними жилых помещений и обеспечению их сохранности.
Закрепление жилых помещений за детьми-сиротами - комплекс мер по оформлению права ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на пользование жилым помещением на основании договора социального найма или права собственности, а в необходимых случаях - по регистрации ребенка-сироты в жилом помещении, в котором он проживал с родителями.
Закреплению подлежат жилые помещения, в которых ребенок-сирота зарегистрирован по месту жительства или проживал совместно со своими родителями - собственниками или нанимателями жилых помещений.
Закреплению не подлежат жилые помещения специализированного жилищного фонда.
2. Существуют ли меры социальной поддержки, призванные сохранить жилое помещение в пригодном для проживания состоянии.
Меры социальной поддержки – этоденежные выплаты на оплату коммунальных услуг, приобретение строительных материалов для осуществления ремонта жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, а также на оформление документов по передаче жилых помещений в собственность детей-сирот.
Меры социальной поддержки, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на период до достижения ими совершеннолетия и (или) до окончания пребывания в образовательных организациях, учреждениях здравоохранения и социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемных семьях либо в течение всего времени пребывания у опекунов (попечителей), на период обучения по очной форме в образовательных организациях среднего профессионального или высшего (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации) образования, на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации и т.д.
Опекун или попечитель обязан принять имущество ребенка и заботиться о переданном ему имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшение стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению.
Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине имуществу подопечного, могут быть привлечены к административной (уголовной) ответственности.
3. Каким образом происходит защита прав ребенка-сироты, в случае, если отсутствует возможность закрепить за ним право пользования жилым помещением.
В данном случае детям-сиротам однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган местного самоуправления принимает решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключении с нанимателем договора социального найма.
4. Каким образом происходит формирование специализированного жилищного фонда.
В настоящее время специализированный жилищный фонд администрации округа формируется посредством приобретения жилых помещений.
Приобретение жилых помещений происходит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», путем заключения муниципальных контрактов по договору купли-продажи (приобретение готового к заселению жилого помещения как на первичном так и на вторичном рынке жилья) либо по договору долевого участия в строительстве. Приобретенное жилое помещение передается в специализированный жилой фонд администрации округа и сразу же предлагается лицу из числа детей-сирот, состоящему в списке лиц данной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
5. Что предполагает дополнительная мера социальной поддержки, введенная Законом Брянской области N 57-З 23.06.2023
Дополнительная мера поддержки – это выплата на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, право на которую подтверждается именным документом на приобретение жилого помещения на территории Брянской области – сертификатом.
Право на однократное предоставление за счет средств областного бюджета выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой (далее - выплата), имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет включенные в список, при наличии совокупности следующих обстоятельств:
1) достижение заявителем возраста 21 года;
2) отсутствие у заявителя психических заболеваний или расстройств, алкогольной или наркотической зависимости;
3) отсутствие у заявителя судимости и (или) факта его уголовного преследования за умышленное преступление.
Правила предоставления выплаты, в том числе порядок подачи и рассмотрения заявления, перечень документов, прилагаемых к заявлению, порядок проведения проверки документов, необходимых для перечисления выплаты, порядок направления информации о принятии решения о предоставлении выплаты или об отказе в предоставлении выплаты, порядок перечисления выплаты и осуществления контроля за приобретением жилых помещений за счет выплаты, форма сертификата, правила выпуска и реализации сертификата утверждаются нормативным правовым актом Правительства Брянской области и в настоящее время находится в стадии разработки.